рабочая програма по предмету Право (углубленный уровень) 10-11 классы

Содержание учебного предмета «Право»
(углубленный уровень)
10 класс
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
Происхождение государства и права. Основные
теории происхождения государства и права:
теологическая, патриархальная, договорная, теория
насилия, органическая, психологическая, расовая,
материалистическая.
Государство,
его
признаки
и
формы.
Общественный, классовый и политико-правовой
подходы к рассмотрению сущности государства.
Признаки и функции государства. Форма правления,
форма государственного устройства, политический
режим. Признаки тоталитарного, авторитарного,
либерального и демократического режимов.
Понятие и признаки правового государства и
гражданского общества. Гарантированность прав
человека. Верховенство закона. Законность и
правопорядок. Разделение властей на три ветви:
законодательную, исполнительную и судебную.
Понятие права. Система права. Представления о
праве. Значение понятия «право». Право —
универсальный регулятор общественных отношений.
Признаки и функции права. Система права.
Вертикальное строение права. Отрасли и институты
права. Норма права, ее структура. Виды норм права.
Горизонтальное строение права. Взаимосвязь
государства, права и общества.

Право в системе социального регулирования.
Право и мораль. Право и религия. Право и культура.
Право и политика. Право и экономика.
Источники права. Правовой обычай, нормативный
акт, судебный прецедент, международный договор.
Правотворчество.
Субъекты
и
объекты
правотворчества. Виды правотворчества. Стадии
правотворческого
процесса.
Способы
систематизации законодательства. Юридическая
техника.
Реализация права и ее формы. Формы реализации
правовых норм. Толкование права.
Правоотношения. Объект правоотношений.
Субъект правоотношений. Правоспособность.
Дееспособность. Деликтоспособность. Содержание
правоотношений. Юридический факт.
Правомерное поведение. Правонарушение.
Проступки. Преступления. Юридический состав
правонарушения.
Юридическая ответственность. Принципы
юридической ответственности. Виды юридической
ответственности. Обстоятельства, исключающие
юридическую ответственность. Обстоятельства,
смягчающую юридическую ответственность.
Основания освобождения от юридической
ответственности.
Правовая культура и правосознание. Виды
правовой культуры. Структура правосознания.
Уровни и виды правосознания. Правовая
деятельность. Юридические профессии и
специальности. Совершенствование правовой

культуры. Правовой нигилизм. Правовой цинизм.
Правовая антикультура.
Правовые системы современности. Классификация
правовых систем. Правовая семья. Романогерманская правовая семья. Англо-саксонская
правовая семья. Религиозная правовая семья.
Традиционная правовая семья. Социалистическая
правовая семья. Правовая система России.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Конституция Российской Федерации
Понятие
конституции,
ее
виды.
Конституционализм.
Конституционное
(государственное) право России, его принципы и
источники. Конституционная система. Понятие
конституционализма.
Общая характеристика Конституции РФ. Основы
конституционного строя. Содержание преамбулы
Конституции РФ. Российская Федерация —
демократическое
федеративное
правовое
государство с республиканской формой правления.
Социальное государство.
Светское государство. Человек, его права и свободы
- высшая ценность. Многонациональный народ
России - носитель суверенитета и источник власти.
Субъекты осуществления государственной власти.
Прямое действие Конституции РФ.
Избирательное право. Активное избирательное
право. Пассивное избирательное право. Принципы
демократических
выборов.
Избирательное
законодательство.

Избирательные системы и избирательный
процесс.
Основные избирательные системы: мажоритарная,
пропорциональная,
смешанная.
Избирательный
процесс.
Этапы.
Избирательная
кампания.
Избирательные комиссии. Референдум.
День
голосования.
Федеративное
устройство
России.
Формы
государственного
устройства.
Унитарное
государство. Федерация. Конфедерация. История
государственного устройства в
России. Россия — федеративное государство.
Основы федеративного устройства по Конституции
РФ. Виды субъектов РФ. Равенство субъектов
Федерации. Целостность и неприкосновенность
территории Российской Федерации. Федеральное
законодательство
и законы
субъектов
РФ.
Разграничение предметов ведения и полномочий РФ
и ее субъектов. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы
государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод
человека и гражданина. Компетенции и полномочия
Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ.
Условия досрочного прекращения полномочий
Президента РФ или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации.
Россия — государство с республиканской формой
правления. Парламент. Парламенты в европейской
политической традиции и в России. Виды
парламентов.
Федеральное
Собрание.
Совет
Федерации и Государственная Дума, их состав и

способы формирования. Комитеты и комиссии обеих
палат. Функции и предметы ведения Совета
Федерации и Государственной Думы.
Законодательный
процесс
в
Российской
Федерации. Законотворчество. Законодательная
инициатива. Субъекты права законодательной
инициативы.
Законопроект,
его
виды.
Законодательный процесс, его стадии. Порядок
принятия законов РФ Государственной Думой,
Советом Федерации. Подписание и обнародование
законов
Президентом
РФ.
Официальное и
неофициальное опубликование законов.
Правительство Российской Федерации. Его состав
и порядок формирования. Аппарат Правительства
РФ. Функции Председателя Правительства РФ.
Направления
деятельности
и
полномочия
Правительства
РФ.
Досрочное
прекращение
полномочий Правительства РФ. Структура органов
исполнительной власти в РФ. Законотворческая и
правотворческая деятельность Правительства РФ.
Судебная власть в Российской Федерации.
Судебная система: федеральные суды и суды
субъектов
РФ.
Принципы
судопроизводства.
Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая
централизованная система. Функции прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов
местного значения. Муниципальная собственность.
Самостоятельность местного самоуправления в
пределах его полномо-

чий.
Структура и
формирование местного
самоуправления.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Правовой статус человека и гражданина РФ.
Гражданство в Российской Федерации. Структура
правового статуса человека. Гражданственность.
Понятие гражданства. Гражданин.
Источники
законодательства
о
гражданстве.
Принципы
гражданства
в
РФ.
Основания
приобретения гражданства.
Права, свободы и обязанности человека и
гражданина. Содержание главы 2 Конституции РФ.
Конституционные свободы и права человека.
Обязанности граждан России. Значение Всеобщей
декларации прав человека. Виды прав человека:
гражданские,
политические,
экономические,
социальные права. Положения философии прав
человека. Международные договоры о правах
человека. Содержание Международного билля о
правах человека. Виды международных документов
о правах человека.
Гражданские (личные) права. Равенство прав и
свобод людей.
Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство
перед законом. Принцип презумпции невиновности.
Право на свободу передвижения. Право на свободу
мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений.
Право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
Право принимать участие в управлении своей

страной непосредственно или через посредство
избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права.
Право владеть имуществом. Право на социальное
обеспечение и на осуществление прав в
экономической, социальной и культурной областях.
Право на труд, на свободный выбор работы. Право
на отдых. Право на образование. Право участвовать в
культурной и научной жизни общества.
Право на благоприятную окружающую среду.
Экология. Ухудшение экологической ситуации в
мире и в нашей стране. Экологическое право.
Экологические права человека. Экологические
преступления.
Природоохранительное
законодательство.
Права ребенка. Декларация прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка.
Нарушения прав человека. Геноцид, апартеид,
расизм, дискриминация национальных меньшинств.
Нарушения
прав
человека
в
социальноэкономической области.
Защита прав человека в мирное время.
Международный механизм в области защиты прав
человека. Защита прав человека на национальном
уровне.
Международная защита прав человека в условиях
военного времени. Международное гуманитарное
право.
Комбатанты.
Военнопленные.
Военные
преступления.
Военные
преступники.
Международный военный трибунал.

11 класс
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Гражданское право
Понятие и источники гражданского права.
Гражданский кодекс РФ, его содержание и
особенности. Субъекты гражданских отношений.
Гражданская правоспособность и дееспособность.
Уровни недееспособности. Признание гражданина
недееспособным или ограниченно дееспособным.
Гражданские
права
несовершеннолетних.
Эмансипация.
Предпринимательство.
Юридические
лица.
Формы предприятий. Хозяйственные товарищества
и общества. ООО. Акционерное общество.
Крестьянское
хозяйство.
Хозяйственное
партнерство.
Производственный
кооператив.
Унитарное предприятие.
Право собственности. Понятие собственности.
Виды собственности. Правомочия собственника.
Объекты собственника. Способы приобретения
права собственности. Приватизация. Защита права
собственности. Прекращение права собственности.
Национализация. Приватизация.
Наследование.
Страхование.
Понятие
наследования. Завещание. Институт страхования.
Договор страхования, его стороны.

Обязательственное право. Понятие обязательства.
Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды
гражданско-правовых договоров.
Защита
материальных и
нематериальных
(гражданских) прав. Причинение и возмещение
вреда. Материальные и нематериальные блага.
Гражданская ответственность. Неосновательное
обогащение. Моральный вред.
Финансовое и налоговое право
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.
Понятие налога, сбора, пошлины. Система
налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ.
Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты
и объекты налоговых правоотношений. Налоговые
органы. Аудит.
Виды налогов Ответственность за уклонение от
уплаты налогов. Виды налогов: прямые и
косвенные; федеральные, региональные и местные;
налоги с физических и юридических лиц.
Административная и уголовная ответственность.
Дисциплинарная ответственность.
Налогообложение физических и юридических
лиц. Понятие «юридическое лицо». Налог на
добавленную стоимость (НДС). Акцизы. Налог на
прибыль предприятий и организаций. Налоговые
льготы предприятий и организаций. Понятие
«физическое лицо». Налоги с населения. Налог на
доходы физических лиц. Налог на имущество.
Единая ставка налога. Декларация о доходах.
Правовое
регулирование
банковской
деятельности. Права и обязанности вкладчиков.

Банковское право. Структура Банковской системы
РФ. Центральный банк РФ и его полномочия.
Коммерческие банки и их полномочия. Банковские
операции.
Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный
кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные
правоотношения.
Брак, условия его заключения. Понятие «брак».
Условия вступления в брак. Брачный возраст.
Принцип моногамии. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права.
Имущественные права и обязанности. Брачный
договор. Причины развода. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей.
Усыновление, опека (попечительство). Виды прав
родителей. Виды прав детей. Ограничение в
родительских правах. Лишение родительских прав.
Алименты. Усыновление, опека и попечительство.
Приемная семья.
Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой
кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и
обязанности работника и работодателя.
Коллективный договор. Трудовой договор.
Стороны и порядок заключения коллективного
договора. Условия трудового договора. Трудовая
книжка.
Основания
прекращения
трудового
договора.
Рабочее время. Время отдыха. Фактически
отработанное время. Виды рабочего времени:

нормальная
продолжительность,
сокращенная
продолжительность и неполное рабочее время. Учет
рабочего времени. Виды отдыха. Праздничные дни.
Ежегодный отпуск.
Оплата труда. Охрана труда. Заработная плата в
производственной сфере. Единая тарифная сетка
(ЕТС). Системы оплаты труда. Государственный
надзор и контроль за соблюдением законов об
охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и
несовершеннолетних.
Трудовые споры. Ответственность по трудовому
праву. Ответственность по трудовому праву.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры.
Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки.
Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового
распорядка. Дисциплинарная и материальная
ответственность работников. Порядок возмещения
ущерба.
Административное право
Административное право, понятие и источники.
Административные
правонарушения
Административное
правовое
регулирование.
Административная ответственность. Кодекс РФ об
административных правонарушениях. Признаки и
виды административных правонарушений.
Административные
наказания,
их
виды.
Подведомственность дел об административных
правонарушениях. Судебное производство по
административным делам.
Уголовное право

Понятие и источники уголовного права.
Принципы
российского
уголовного
права.
Уголовный кодекс РФ, его особенности.
Понятие, признаки и состав преступления.
Признаки преступления. Состав преступления.
Категории
преступлений.
Неоднократность
преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив
преступлений.
Виды
преступлений.
Преступления
против
личности; в сфере экономики; против общественной
безопасности и общественного порядка; против
государственной власти; против военной службы;
против мира и безопасности. Компьютерные
преступления.
Уголовная
ответственность
и
наказание.
Уголовное наказание, его цели и принципы. Виды
наказания.
Виды
наказания:
основные
и
дополнительные.
Обстоятельства, исключающие, смягчающие и
отягчающие наказание. Необходимая оборона.
Крайняя необходимость. Групповые преступления.
Явка с повинной. Амнистия. Помилование.
Уголовная ответственность несовершеннолетних,
ее особенности. Возраст уголовной ответственности.
Принудительные меры воспитательного воздействия.
Основы судопроизводства
Гражданское процессуальное право (гражданский
процесс). Гражданско-правовые споры. Гражданское
процессуальное право, судебное разбирательство,
его этапы и участники. Гражданский иск.

Особенности
уголовного
судопроизводства
(уголовный процесс). Уголовно-процессуальный
кодекс
РФ.
Уголовно-процессуальное
право.
Уголовное судопроизводство, его стадии, участники
и принципы. Приговор и его обжалование.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Международное (публичное) право. Источники
международного права. Принципы международного
права. Отрасли международного права.
Международно-правовая ответственность.
Планируемые результаты освоения предмета
«Право»
Личностные результаты:
 гражданская идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу, чувство ответственности
перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
 гражданская позиция как активного и
ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;
 готовность к служению Отечеству, его
защите;

 сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими
ценностями
и
идеалами
гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
 толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками,
детьми
младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах
деятельности;
 нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей;
 готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 осознанный выбор будущей профессии и
возможностей реализации собственных жизненных

планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности участия в решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
 основы
экологического
мышления,
осознание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной среды;
приобретение
опыта
экологонаправленной
деятельности;
 ответственное отношение к созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 самостоятельное определение цели, умение
задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценка возможных последствий достижения
поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
 постановка и формулирование собственных
задач в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
 оценка ресурсов, в том числе времени и
других нематериальных ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
 выбор пути достижения цели, умение
планировать
решение
поставленных
задач,
оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;

 организация эффективного поиска ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;
 сопоставление
полученного
результата
деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
 обобщенные способы решения задач, в том
числе
умение
осуществлять
развернутый
информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
 критическая
оценка и интерпретация
информации с разных позиций, распознание и
фиксация
противоречия
в
информационных
источниках;
 использование
различных
модельносхематических
средств
для
представления
существенных связей и отношений, а так же
противоречий, выявленных в информационных
источниках;
 критическое аргументирование в отношении
действий и суждений другого;
 целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
 индивидуальная
образовательная
траектория, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия:
 осуществление деловой коммуникации как
со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой

коммуникации
исходя
из
соображений
результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
 способность при осуществлении групповой
работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
 способность координировать и выполнять
работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 умение развернуто, логично и точно
излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
 возможность распознавать конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты до их
активной
фазы,
выстраивать
деловую
и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты (углубленный уровень):
 знание
содержания различных теорий
происхождения государства;
 сравнение различных форм государства;
 умение приводить примеры различных
элементов государственного механизма и их места в
общей структуре;
 соотношение основных черт гражданского
общества и правового государства;
 применение
знания
о
принципах,
источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском

нормативно-правовом материале, для эффективной
реализации своих прав и законных интересов;
 оценка роли и значения права как важного
социального регулятора и элемента культуры
общества;
 сравнение и выделение особенностей и
достоинств различных правовых систем (семей);
 умение проводить сравнительный анализ
правовых норм с другими социальными нормами,
выявлять
их
соотношение,
взаимосвязь
и
взаимовлияние;
 характеристика
особенностей
системы
российского права;
 различение форм реализации права;
 выявление
зависимости
уровня
правосознания от уровня правовой культуры;
 оценка собственного возможного вклада в
становление и развитие правопорядка и законности в
Российской Федерации;
 способность различать соответствующие
виды
правоотношений,
правонарушений,
юридической
ответственности,
применяемых
санкций, способов восстановления нарушенных
прав;
 выявление
общественной
опасности
коррупции для гражданина, общества и государства;
 умение целостно анализировать принципы и
нормы, регулирующие государственное устройство
Российской Федерации, конституционный статус
государственной власти и систему конституционных
прав и свобод в Российской Федерации, механизмы

реализации и защиты прав граждан и юридических
лиц в соответствии с положениями Конституции
Российской Федерации;
 сравнение
воинской
обязанности
и
альтернативной гражданской службы;
 оценка роли Уполномоченного по правам
человека Российской Федерации в механизме
защиты прав человека и гражданина в Российской
Федерации;
 характеристика
системы
органов
государственной власти Российской Федерации в их
единстве и системном взаимодействии;
 способность
характеризовать
правовой
статус Президента Российской Федерации, выделять
его основные функции и объяснять их внутри- и
внешнеполитическое значение;
 умение дифференцировать функции Совета
Федерации и Государственной Думы Российской
Федерации;
 умение
характеризовать
Правительство
Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве; раскрывать
порядок формирования и структуру Правительства
Российской Федерации;
 способность
характеризовать судебную
систему и систему правоохранительных органов
Российской Федерации;
 характеристика этапов законодательного
процесса и субъектов законодательной инициативы;
 выделение особенностей избирательного
процесса в Российской Федерации;

 характеристика системы органов местного

самоуправления
как
одной
из
основ
конституционного строя Российской Федерации;
 определение места международного права в
отраслевой системе права; характеристика субъектов
международного права;
 умение
различать
способы
мирного
разрешения споров;
 способность
оценивать
социальную
значимость соблюдения прав человека;
 сравнение механизмов универсального и
регионального сотрудничества и контроля в области
международной защиты прав человека;
 дифференцирование
участников
вооруженных конфликтов;
 различение защиты жертв войны и защиту
гражданских объектов и культурных ценностей;
умение называть виды запрещенных средств и
методов ведения военных действий;
 выделение структурных элементов системы
российского законодательства;
 анализ
различных гражданско-правовых
явлений, юридических фактов и правоотношений в
сфере гражданского права;
 умение проводить сравнительный анализ
организационно-правовых
форм
предпринимательской деятельности, выявлять их
преимущества и недостатки;
 способность целостно описывать порядок
заключения гражданско-правового договора;
 умение различать формы наследования;

 различение

видов и форм сделок в
Российской Федерации;
 выявление способов защиты гражданских
прав; характеристика особенностей защиты прав на
результаты интеллектуальной деятельности;
 анализ
условий вступления в брак,
характеристика порядка и условий регистрации и
расторжения брака;
 умение различать формы воспитания детей,
оставшихся без попечения родителей;
 способность выделять права и обязанности
членов семьи;
 характеристика трудового права как одной
из
ведущих
отраслей
российского
права,
определение правового статуса участников трудовых
правоотношений;
 проведение
сравнительного
анализа
гражданско-правового и трудового договоров;
 способность различать рабочее время и
время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
 дифференцирование
уголовных
и
административных правонарушений и наказаний за
них;
 умение проводить сравнительный анализ
уголовного
и
административного
видов
ответственности;
иллюстрировать
примерами
порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
 целостное описание структуры банковской
системы Российской Федерации;

 в

практических ситуациях определение
применимости
налогового
права
Российской
Федерации; выделение объектов и субъектов
налоговых правоотношений;
 соотнесение
видов
налоговых
правонарушений с ответственностью за их
совершение;
 применение
норм
жилищного
законодательства в процессе осуществления своего
права на жилище;
 дифференцирование прав и обязанностей
участников образовательного процесса;
 проведение
сравнительного
анализа
конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного
и
административного
видов
судопроизводства, грамотное применение правовых
норм для разрешения конфликтов правовыми
способами;
 способность
давать
на
примерах
квалификацию
возникающих
в
сфере
процессуального права правоотношений;
 умение применять правовые знания для
аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных
актов;
 возможность
выявлять особенности и
специфику различных юридических профессий;
 сравнительный анализ различных теорий
государства и права;
 дифференциация
теорий
сущности
государства по источнику государственной власти;

 оценка тенденции развития государства и

права на современном этапе;
 понимание
необходимости
правового
воспитания
и
противодействия
правовому
нигилизму;
 классификация видов конституций по форме
выражения, по субъектам принятия, по порядку
принятия и изменения;
 толкование
государственно-правовых
явлений и процессов;
 сравнительный
анализ
особенностей
российской правовой системы и правовых систем
других государств;
 умение различать
принципы и виды
правотворчества;
 способность описывать этапы становления
парламентаризма в России;
 сравнение различных видов избирательных
систем;
 анализ с точки зрения международного
права проблем, возникающих в современных
международных отношениях;
 выделение
основных
международноправовых
актов,
регулирующих
отношения
государств в рамках международного гуманитарного
права;
 оценка
роли
неправительственных
организаций в деятельности по защите прав человека
в условиях военного времени;
 способность формулировать особенности
страхования в Российской Федерации, различать

виды страхования; умение различать опеку и
попечительство;

Учебно-тематический план по предмету
«Право» 10 класс
№

1
2
3
4
5

№

Наименование раздела

Право и государство
Форма и структура права
Правотворчество и правореализация
Право и личность
Основы конституционного права
Итого

Наименование раздела

Количество
часов
в рабочей
программе
13
11
16
10
18
68

Количество
часов
в рабочей

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

программе
15
4
11

Гражданское право
Семейное право
Правовое регулирование трудовых
отношений
Административное право
Уголовное право
Экологическое право
Международное право
Процессуальное право
Профессия - юрист
Резерв времени
Итого
Учебно-тематический план по предмету
«Право» 11 кла

4
6
5
7
9
4
1
68

Календарно-тематическое планирование 10 класс
№

1

Тема урока
Тема 1: Право и
государство
Вводный урок «Что
изучает право.

3-4

Происхождение права и
государства
Сущность права

5-6

Сущность государства

7-8

Формы государства

910

Функции государства

1112

Гражданское общество,
право,
государство
Обобщение по теме
«Право и государство»

2

13

1415

Тема 2: Форма и
структура права
Право в системе
социального
регулирования

Вид контроля

Часы

Дата
план/фа
кт

Составить таблицы
«Теории происхождения
государства и права», «
функции первобытной и
государственной власти»
Составить схемы
(задание 31 стр. 22),
разбор проблемных
вопросов
Заполнение таблицы
«Отличительные черты
государства от
негосударственных
организаций»
Составление схемы
задание 3 стр.41
Составление таблиц
«Классификация
функций государства»,
«Внутренние и внешние
функции государства»
Разбор проблемных
вопросов (задания №
2,6,7, 8 стр.58-59)
Тестирование,
выполнение проблемных
заданий

1

6.09

1

8.09

2

13.08
15.09

2

20.09.20
22 22.09

2

27.09
29.09
4.10
6.10

Заполнение таблицы «
Общее и различие в
социальных нормах»,

2

2

11.10
13.10

2

18.10

2

25.10
27.10

1617

Норма права

1819

Источники права

2021

Система права

2223

Правовые системы
современности

24

Обобщение по теме
"Форма и структура
права»
Тема 3:
Правотворчество и
правореализация
Правотворчество

2526
2728

Реализация права

29

Промежуточная
аттестация по темам
«Право и государство.
Форма и струк-тура
права»
Правовые отношения

30-

групповая работа с
текстами на определение
социальных регуляторов
поведения людей
Составление схемы
«Классификация
правовых норм», анализ
Устава школы
Дискуссия на тему: «Роль
прецедента в
регулировании
общественных
отношений»
Составление схемы
«Основные структурные
элементы системы права»
Работа с источниками.
Составление
сравнительной таблицы
«Правовые системы»
Зачёт

2

8.11
10.11

2

15.11
17.11

2

22.11
24.11

2

29.11
1.12

1

6.12

Дискуссия на тему:
«Можно ли создать
идеальный закон?»
Составление схем:
«Классификация форм
реализации права»,
«Толкование норм права»
Тестирование,
выполнение проблемных
заданий

2

8.12
13.12

2

15.12
20.12

1

22.12

Составление кластера

2

27.12

31

32

3334

3536
3738

3940

41
Те
ма
4
4244

4546

«Субъекты права»,
«Классификация
юридических фактов»
Законность и правовой Разбор проблемных
порядок
заданий, анализ
материалов СМИ
Механизм
правового Составление схемы
регулирования
«Стадии механизма
правового
регулирования», разбор
проблемных вопросов
Правосознание
и Дискуссия по проблеме
правовая культура
правового нигилизма
Правонарушения
и Составление словарика
юридическая
темы, таблицы
ответственность
«Квалификация
правонарушений»
Преступление
и Составление
наказание
сравнительной таблицы
«Преступление и
проступок», схемы
«Виды преступлений»,
кластера «Терроризм»,
решение правовых задач
Обобщение по теме
Зачёт
«Право-творчество и
право-реализация»
Право и личность
Права человека

Правовой
личности

статус

Составление таблицы
«Классификация видов
прав человека», работа с
нормативными
документами
Организация пресс конференции по
проблеме «Реализация
конституционных прав в

29.123

1

10.01

2

12.01
17.01

2

19.01
24.01
26.01
31.01

2

2

2.02
7.02

1

9.02

3

14.02
16.02
21.02

2

28.02
2.03

России»
Составление искового
заявления, жалобы,
сиквейна «Правосудие»,
списка правозащитных
организаций района и
города
Составление схемы
прохождения жалобы до
европейского суда
Заседание круглого стола

4748

Механизм защиты прав
человека в РФ

4950

Международная защита
прав человека

51

Обобщение по теме
«Права человека и их
защита»
Основы
конституционного
права
Конституцион-ное
Работа с текстом
право
Российской Конституции, сравнение
Федерации
содержания Конституции
с Уставом Тюменской
области
Основы конституцион- Работа с 1-й главой
ного строя РФ
Конституции,
составление таблицы
Система
органов Работа с текстом
государства
Конституции,
Составление схемы
«Органы
государственной власти
РФ»
Система конституцион- Проект «Права человека в
ных прав, свобод и мире»
обязанностей человека и
гражданина РФ
Гражданство
Составление кластера
Российской Федерации
«Гражданство», решение
правовых задач
Избирательное право
Заполнение таблицы
«Типология публичных

Те
ма
5
5253

5456
5759

6061

6263
6465

2

7.03
9.03

2

14.03
16.03

1

28.03

2

30.03
4.04

2

6.04
11.04

3

13.04
18.04
20.04

2

25.04
27.04

2

2.05
4.05

2

11.05
16.05

6667

Избирательный процесс

68

Промежуточная
аттестация по теме
«Основы
конституционного права
РФ»
Итоговое повторение
по курсу «Право»

6970

выборов в РФ»
Составление схемы
стадий избирательного
процесса
Семинар

2

18.05
23.05

1

25.05

Тестирование

2

Всего

68
часов

Тематическое планирование 11 класс
№

Тема урока

Тема
1
1

Гражданское право

2
3
4
5

Общие положения
гражданского права
Гражданское право
Гражданскоправовые отношения
Гражданский кодекс
Сделки

6

Способы защиты
сделок

7

Гражданскоправовой договор
Способы защиты
договоров
Наследственное

8
9

Вид контроля

Часы

Составить таблицу
«Субъекты гражданских
прав»
Работа с документом
(Гражданский кодекс РФ)

1

Составить таблицу «Виды
и формы сделок»

1
1
1
1
1

Составить схему «Виды
договоров»
1
Решение практических

1

Дата
план/фак
т

10

11

право
Особенности
составления
завещания
Правовое
регулирование
предпринимательской деятельности

заданий
1
Деловая игра «Как
защитить права
предпринимателя?»

1

12

«Я предприниматель»

13

Государство как
субъект
экономических
отношений.

14

Антимонопольное
законодательство

15

Обобщение по теме
«Гражданское право»
Семейное право

Тесты ФИПИ

1

Семейные
правоотношения

Решение практических
заданий

1

17

Права, обязанности и
ответственность

Работа с Семейным
кодексом

1

18

Условия заключения
брачного договора

19

Обобщение по теме
«Семейное право»

Тема
2
16

1
Работа с источниками
гражданского права

1

1

1
Тесты ФИПИ

1

Тема
3

20-21

Правовое
регулирование
трудовых
отношений
Трудовые отношения

21

Безработица

22-23

Трудоустройство и
занятость

Составить трудовой
договор, схему «Виды
рабочего времени»

2

24

Дисциплина
труда

Решение правовых задач

1

25

Защита трудовых
прав

Решение правовых задач

1

26

Дисциплинарная
ответственность

27

Правовые основы
социальной защиты и
обеспечения
Государственная
политика социальной
защиты безработных

28

Составить словарь урока.
Причины, виды
безработицы

1

1

1
Составление схемы
«виды трудового стажа»

1

1

29

Обобщение по теме
«Трудовое право»

Тесты ФИПИ

1

30

Промежуточная
аттестация за I
полугодие

Тестирование,
выполнение проблемных
заданий

1

Тема
4
31

Административное
право
Административ-ные
правоотношения
Признаки
административных
правоотношений
Виды
административных
правоотношений
Обобщение по теме
«Административное
право»
Уголовное право

Составить краткий
конспект «Признаки
административного
права»

1

Составить таблицу «Виды
административных
наказаний»
Тесты ФИПИ

1

Фронтальный опрос
Подготовка сообщений и
умение довести их до
аудитории
Индивидуальные
консультации по
подготовке классных
часов об уголовной
ответственности
Проведение классных
часов для 5 классов об
ответственности
несовершеннолетних

1
1
1

Работа с учебником,

1

32

33

34
Тема
5
35
36
37
38
39

Уголовное право
Преступление
Состав преступления
Уголовная
ответственность
Уголовное
осуждение

40

Обобщение по теме
«Уголовное право»

Тема
6
41

Экологическое
право
Право охраны

1

1

1
1

1

42
43

44

45
Тема
7
46
47

48

окружающей среды
ФЗ «Об окружающей
среды»
Ответственность за
экологические
правонарушения
Способы защиты
прав на
благоприятную
окружающую среду
Обобщение по теме
«Экологическое
право»
Международное
право
Международные
правоотношения.
Нормы
международного
права
Международная
защита прав человека

49

Межгосударственн
ые правоотношения
и правоотношения
немежгосударствен
ного характера

50
51

Права человека
Гуманитарное право

52

Тема
8
53

Конституцией РФ, ФЗ
«Об окружающей среде
по заданиям.
Составить схему «Виды
ответственности за
экологические
правонарушения»

1
1

1

Тесты

1

Работа с учебником по
заданиям

1
1

Работа в группах по
предложенным заданиям

1
1

1
1

Обобщение по теме
«Между-народное
право»

Составить алгоритм
действий при нарушении
прав человека во время
военного конфликта
Понятийный диктант,
выполнение проблемных
заданий

Процессуальное
право
Гражданский

Составить схемы:

1

1

54

процесс
Стадии гражданского
судебного процесса

55

Арбитражный
процесс

56

Виды
арбитражного
судопроизводства

57

Уголовный процесс
Досудебное
производство
Уголовный процесс
Судебное
производство
Административная
юрисдикция

58

59
60

Административные
процедуры в
структуре
административного
процесса

61

Обобщение по теме
«Процессуальное
право»
Профессия - юрист

Тема
9
62
63
64
65

66

Профессия – юрист
«Я - Юрист»
Мир профессий.
Куда поступить!?
Проекты «Мир
Юридические
профессии»
Промежуточная

А) участники
гражданского судебного
процесса
Б) основные стадии
гражданского судебного
процесса
Выполнение проблемных
заданий. Решение
правовых
задач

1

1
1

Выполнение проблемных
заданий. Решение
правовых
задач

1

Выполнение проблемных
заданий. Решение
правовых
задач

1

1

1

1

Защита мини-проектов
«Юридические
профессии»

1
1
1
1

1

67

68

аттестация за II
полугодие
Решение заданий
ЕГЭ по блоку право
1 часть
Решение заданий
ЕГЭ по блоку право
2 часть
Итого

68
час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».