МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26 ГОРОДА ТЮМЕНИ Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26 ГОРОДА ТЮМЕНИ DN: C=RU, S=Тюменская область, STREET=улица Луначарского дом 40, L=город Тюмень, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26 ГОРОДА ТЮМЕНИ, ОГРН=1027200864745, СНИЛС=12818271158, OID.1.2.643.100.4=7204006243, ИНН=552302794609, E=school26_tmn@mail.ru, G=Елена Валерьевна, SN=Метальникова, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26 ГОРОДА ТЮМЕНИ Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2023-10-20 18:48:42 Foxit Reader Версия: 9.7.2 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Департамент образования города Тюмени МАОУ СОШ №26 города Тюмени РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №1 от 29 августа 2023 года СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Мошков А.В. 30 августа 2023 года УТВЕРЖДЕНО Приказом директора от 30 августа 2023 года №50-о РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» (базовый уровень) основного общего образования Срок освоения программы: 3 года (с 7 по 9 класс) Составитель: Ганеев Д.В. Тюмень, 2023 год 1 Рабочая программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной рабочей программы основного общего образования по информатике (базовый уровень), а также Примерной программы воспитания. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются: ● формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; ● обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.; ● формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося; ● воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению 2 образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает: ● сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; ● основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; ● междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Основные задачи сформировать учебного предмета «Информатика» — у обучающихся: ● понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; ● знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; ● базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; ● знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; ● умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; ● умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; 3 ● умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: 1) цифровая грамотность; 2) теоретические основы информатики; 3) алгоритмы и программирование; 4) информационные технологии. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В системе общего образования «Информатика» признана обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Математика и информатика». Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 102 учебных часа — по 1 часу в неделю в 7, 8 и 9 классах соответственно. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 КЛАСС ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Компьютер — универсальное устройство обработки данных Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства. Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации. История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления. Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Программы и данные Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана 4 программ и данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение. Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных. Использование программархиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Компьютерные сети Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Современные сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ Информация и информационные процессы Информация — одно из основных понятий современной науки. Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой. Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Представление информации Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. 5 Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных. Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста. Искажение информации при передаче. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра. Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных для растрового изображения. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов. ИНОФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Текстовые документы Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор — инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование. Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов сети Интернет для обработки текста. Компьютерная графика Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов. Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. 6 Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Мультимедийные презентации Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки. 8 КЛАСС ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ Системы счисления Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления. Римская система счисления. Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно. Арифметические операции в двоичной системе счисления. Элементы математической логики Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера. АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАМИРОВАНИЕ Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа). Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. 7 Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы. Язык программирования Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык). Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик. Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные. Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова. Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры. Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк. Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. 9 КЛАСС ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Большие данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии 8 поведения в сети Интернет. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.). Работа в информационном пространстве Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и т. п.); справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ Моделирование как метод познания Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе. Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАМИРОВАНИЕ Разработка алгоритмов и программ Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и др. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел; нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в массиве; подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию; нахождение минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива. 9 Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию. Управление Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике. Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.). ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Электронные таблицы Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы. Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация. Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах. Информационные технологии в современном обществе Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: вебдизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение информатики в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; 10 владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Формирование культуры здоровья: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих 11 ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными. Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и 12 особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого 13 доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 КЛАСС Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: ● пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; ● кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио);сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; ● оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; ● приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики; ● выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения; получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода); соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью; ● ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя);работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги; использовать антивирусную программу; ● представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций; ● искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; ● понимать структуру адресов веб-ресурсов; ● использовать современные сервисы интернет-коммуникаций; ● соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с 14 приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; ● иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и уметь применять методы профилактики. 8 КЛАСС Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: ● пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления; ● записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16); выполнять арифметические операции над ними; ● раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»; ● записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; ● раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; ● описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блоксхемы; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; ● использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения; использовать оператор присваивания; ● использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними; ● анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; ● создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа. 15 9 КЛАСС Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: ● разбивать задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; ● составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык);раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; ● использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры; находить кратчайший путь в графе; ● выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; ● использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; ● создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации; ● использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей; использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности; ● приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов сети Интернет в учебной и повседневной деятельности; ● использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода); 16 ● распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг). 17 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Наименование Колво разделов и тем часов программ Раздел 1. Цифровая грамотность № п/п 1.1 Компьютер универсальное устройство обработки данных 2 Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать устройство компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации. Анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера. Получать информацию о характеристиках компьютера. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.-https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией § 2.1. Основные компоненты компьютера и их функции Презентация «Основные компоненты компьютера и их функции» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-2-1.ppt) РЭШ, Урок 3. Основные компоненты компьютера и их функции (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7317/start/296298/ ) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/download/elt7ch1.zip ЦОР https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/kompiuter-kak-universalnoeustroistvo-dlia-raboty-s-informatciei-13602 ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9916334c-3915-4f52965df33da2f8638e/82901/? 18 1.2 Программы и данные 4 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Определять программные средства, необходимые для осуществления информационных Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.-https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php-§ 2.3. Программное обеспечение компьютера, § 2.4. Файлы и файловые структуры Презентация «Программное обеспечение компьютера» 19 процессов при решении задач. Определять основные характеристики операционной системы. Оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графическом интерфейсе. Выполнять основные операции с файлами и папками. Оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации (клавиатуры, сканера, микрофона, фотокамеры, видеокамера). Использовать программыархиваторы. Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ. Планировать и создавать личное информационное пространство. (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-2-3.ppt ) РЭШ, Урок 7. Программное обеспечение компьютера (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7325/start/250715/ ) Презентация «Файлы и файловые структуры» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/724.ppt ) РЭШ, Урок 8. Файл и файловая система (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7324/start/274196/ ) Презентация «Файлы и файловые структуры» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-2-4.ppt ) РЭШ, Урок 8. Файл и файловая система (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7324/start/274196/ ) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/download/elt7ch1.zip Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы Цифровая образовательная платформа «Российская электронная школа». Информатика, 7 класс. Урок 9. Основы информационной безопасности и защиты информации https://resh.edu.ru/subject/lesson/7323/additional/250852/ Цифровая образовательная платформа «ЯКласс». Информатика, 7 класс. Глава II. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией, п. 6. Вредоносное программное обеспечение https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/kompiuter-kak- 20 universalnoeustroistvo-dlia-raboty-s-informatciei-13602/vredonosnoeprogrammnoeobespechenie-6749705 https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/kompiuter-kak-universalnoeustroistvo-dlia-raboty-s-informatciei-13602/programmnoe-obespechenie-pk21 6741828 1.3 Компьютерные сети 2 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять поиск информации по ключевым словам и по изображению. Проверять достоверность информации, найденный в сети интернет. Восстанавливать адрес веб-ресурса из имеющихся фрагментов. Осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, видеоконференцсвязи. Учебник онлай-школы «Фоксфорд» https://foxford.ru/wiki/informatika/kompyuternye-virusy РЭШ, Урок 13. Компьютерные сети (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3253/start/ ) Стратегии безопасного поведения в Интернете. Цифровая образовательная платформа «Российская электронная школа». Информатика, 7 класс. Урок 9. Основы информационной безопасности и защиты информации. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7323/additional/250852/ https://www.yaklass.ru/p/informatika/9-klass/kommunikatcionnye-tekhnologii13601/kompiuternye-seti-13321 Итого по разделу 8 Раздел 2. Теоретические основы информатики. 22 2.1 Информация и информационные процессы 2 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и др.). Выделять информационную составляющую процессов в биологических технических и социальных системах. Оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации, пропускная способность выбранного канала и др.). Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.-https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.phpГлава 1. Информация и информационные процессы, § 1.1. Информация и её свойства Презентация «Информация и её свойства» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-1-1.ppt ) РЭШ, Урок 1. Что изучает информатика. Правила гигиены и техники безопасности при работе на компьютере (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7315/start/250925/ ) РЭШ, Урок 2. Информация, её свойства и классификация (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7316/start/251065/ ) Презентация «Информационные процессы» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/712.ppt ) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/download/elt7ch1.zip ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/informatciia-iinformatcionnyeprotcessy-14542 РЭШ, Урок 4. Информационные процессы (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7320/start/250960/ ) 23 2.2 Представление информации 9 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни. Кодировать и декодировать сообщение по известным правилам кодирования. Определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности). Определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности. Подсчитывать количество текстов данной длины в данном алфавите. Оперировать единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.-https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php§ 1.4. Представление информации, § 1.5. Двоичное кодирование, § 1.6. Измерение информации Презентация «Представление информации» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-1-4.ppt ) РЭШ, Урок 5. Кодирование информации. Двоичный код (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7319/start/250680/ ) Презентация «Двоичное кодирование» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-1-5.ppt ) РЭШ, Урок 5. Кодирование информации. Двоичный код (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7319/start/250680/ ) Презентация «Измерение информации» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-1-6.ppt ) РЭШ, Урок 6. Единицы измерения информации (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7318/start/250750/ ) Цифровая образовательная платформа «ЯКласс». Информатика, 10 класс. Глава I. Информация и информационные процессы, п. 4. Скорость передачи информации.https://www.yaklass.ru/p/informatika/10-klass/informatciia-i- 24 мегабайт, гигабайт). Кодировать и декодировать текстовую информацию с использованием кодовых таблиц. Вычислять информационный объем текста в заданной кодировке. Оценивать информационный объем графических данных для растрового изображения. Определять объем памяти, необходимый для представления и хранения звукового файла. informatcionnye-protcessy-11955/skorost-peredachi-informatcii-6608876 Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 10 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 10-11 кл.). Глава 3. Представление информации в компьютере. Кодирование звуковой информации https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor10.php Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/download/elt7ch1.zip ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ Учебник онлай-школы «Фоксфорд» Звуковая информация https://foxford.ru/wiki/informatika/zvukovaya-informatsiya Кодирование звуковой информации https://foxford.ru/wiki/informatika/kodirovanie-zvukovoy-informatsii Итого по разделу 11 Раздел 3. Информационные технологии. 25 3.1 Текстовые документы 7 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Выявлять общие и различия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.-https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.phpГлава 4. Обработка текстовой информации, § 4.1. Текстовые документы и технологии их создания Презентация «Текстовые документы и технологии их создания» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-4-1.ppt ) РЭШ, Урок 13. Текстовые документы и оценка их количественных параметров (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7330/start/250610/ ) Ссылка на ресурсы ЕК ЦОР: тренажер "Руки солиста" (N 128669)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9040a485-564f-4505ba0b77ea7bd11920/? Презентация «Создание текстовых документов на компьютере» Создавать небольшие текстовые (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-4-2.ppt документы посредством ) классифицированного клавиатурного РЭШ, Урок 14. Создание текстовых документов на компьютере письма с использованием базовых (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7331/start/250575/ ) средств текстовых редакторов. РЭШ, Урок 13. Текстовые документы и оценка их количественных параметров Форматировать текстовые (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7330/start/250610/ ) документы (устанавливать параметры страницы документа, https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/obrabotka-tekstovoi-informatciiформатировать символы и абзацы, 14582 колонтитулы и номера страниц). Вставлять в документ формулы, ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ таблицы изображения, оформлять списки. Использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. 26 3.2 Компьютерная графика 4 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Выявлять общее и различия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Создавать и редактировать изображение с помощью инструментов растрового графического редактора. Создавать и редактировать изображение с помощью инструментов векторного графического редактора. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.-https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.phpГлава 3. Обработка графической информации, § 3.1. Формирование изображения на экране монитора, § 3.2. Компьютерная графика, § 3.3. Создание графических изображений, § 3.3. Создание графических изображений Презентация «Формирование изображения на экране монитора» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-3-1.ppt ) РЭШ, Урок 10. Формирование изображения на экране компьютера (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7326/start/274231/ ) Ссылка на ресурсы ЕК ЦОР: тренажер «Интерактивный задачник: раздел "Представление графической информации"» (N 125772)http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/8373fc5f-4171-4552-8a46-a7d80762e65e/? РЭШ, Урок 11. Растровая графика (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7328/start/250645/ ) РЭШ, Урок 12. Векторная графика (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7329/start/251100/ ) https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/obrabotka-graficheskoi-informatcii13934 27 3.3 Мультимедийные презентации Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Выявлять общее и различия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Создавать презентации, используя готовые шаблоны. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.-https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.phpГлава 5. Мультимедиа, § 5.1. Технология мультимедиа, § 5.2. Компьютерные презентации Презентация «Технология мультимедиа» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-5-1.ppt ) РЭШ, Урок 16. Технология мультимедиа. Создание мультимедийной презентации (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7321/start/250890/ ) РЭШ, Урок 17. Итоговое обобщение и систематизация изученного за год материала (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7327/start/250855/ ) Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/multimedia-13638 15 34 8 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программ Колво часо в Раздел 1. Теоретические основы информатики. 28 1.1 Системы счисления 6 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Выявлять различия в позиционных и непозиционных системах счисления. Выявлять общее и различия в разных позиционных системах счисления. Записывать небольшие (от 0 до 1024) целые числа в различных позиционных системах счисления. Личный, восьмеричной и шестнадцатеричной. Сравнивать целые числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.- https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php Глава 1. Математические основы информатики, 1.1. Системы счисления, § 1.2. Представление чисел в компьютере Презентация «Системы счисления» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor8/presentations/8-1-1.ppt ) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/prakt.htm ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ РЭШ, Урок 2. Основные сведения о системах счисления (https://resh.edu.ru/subject/lesson/1515/start/) РЭШ, Урок 3. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3257/start/ ) РЭШ, Урок 4. Компьютерные системы счисления. Контрольная (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3358/start/ ) Ссылка на ресурсы ЕК ЦОР: анимация «Преобразование чисел между системами счисления 2, 8, 16» (135020);http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/21854672-a155-4879-b433bae02a2d1bd8/?inter Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: информационный модуль «Понятие о системах счисления»;http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemahschisleniya.html Цифровая образовательная платформа «ЯКласс». Информатика, 8 класс. 29 1.2 Элементы математической логики 6 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать логическую структуру высказываний. Строить таблицы истинности для логических выражений. Вычислять истинное значение логического выражения Глава I. Математические основы инфрматики, п. 1.3. Прямой перевод между двоичной, восмеричной и шестнадцатеричной системами счисления. https://www.yaklass.ru/p/informatika/8-klass/matematicheskie-osnovyinformatiki13971/obshchie-svedeniia-o-sistemakh-schisleniia-6593963/re-84aa250fb420-48ed9ba2-335dd61c64e4 Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.- https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php - - § 1.3. Элементы теории множеств и комбинаторики, § 1.4. Элементы алгебры логики Презентация «Элементы алгебры логики» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor8/presentations/8-1-3.ppt ) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/prakt.htm ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ РЭШ, Урок 5. Высказывания и операции с ними (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3256/start/ ) РЭШ, Урок 6. Таблицы истинности. Контрольная работа (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3255/start/ ) Ссылка на ресурсы ЕК ЦОР: демонстрация к лекции «Основные понятия математической логики» (128630);http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/a969e5e4-f2e2-43f0-963b65199b61416e/?inter Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: практический модуль «Решение логических задач»;http://fcior.edu.ru/card/10836/reshenie-logicheskih-zadach.html Итого по разделу 12 30 Раздел 2. Алгоритмы и программирование. 2.1 Исполнители и 10 Раскрывать смысл изучаемых алгоритмы. понятий. Алгоритмические Анализировать предлагаемые Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.- https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php -Глава 3. Начала программирования, § 3.1. Общие сведения о языке 31 конструкции. последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость. Определять по блоксхеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм. Анализировать изменения значений величин при пошаговом выполнении алгоритма. Определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм. Сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Создавать, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием циклов и ветвления для управления исполнителями, такими как робот, черепашка, чертёжник. Исполнять готовые алгоритмы при конкретных исходных данных. Исполнять готовые алгоритмы при конкретных исходных данных. Строить для исполнителя арифметических действий, цепочки команд, дающих требуемый результат при конкретных исходных данных. программирования, § 3.2. Организация ввода и вывода данных Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor8/presentations/8-3-1.ppt ) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/prakt.htm ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ РЭШ, Урок 13. Основные сведения о языке программирования Паскаль. Самостоятельная работа (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3063/start/ ) Презентация «Общие сведения о языке программирования Python» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor8/presentations/8-31python.ppt ) 32 2.2 Язык программирования. 9 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.- https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php - Определять по программе, для решения какой задачи она предназначена. Строить арифметические строковые логические выражения и вычислять их значения. Программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисления арифметических, строковых и логических выражений. Разрабатывать программы, содержащий оператор (операторы) ветвления, в том числе с использованием логических операций. Разрабатывать программы, содержащий оператор (операторы) цикла. Глава 3. Начала программирования, § 3.3. Программирование линейных алгоритмов, § 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов, § 3.5. Программирование циклических алгоритмов Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/prakt.htm ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ РЭШ, Урок 14. Запись линейных алгоритмов на языке программирования (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3468/start/ ) РЭШ, Урок 15. Запись ветвлений на языке Паскаль (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3117/start/ ) РЭШ, Урок 16. Запись циклических алгоритмов на языке программирования (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3062/start/ ) Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк. Учебник онлай-школы «Фоксфорд» https://foxford.ru/wiki/informatika 33 2.3 Анализ алгоритмов. Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать готовые алгоритмы и программы. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.- https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php Анализ алгоритмов. Цифровая образовательная платформа «Российская электронная школа». Информатика. 9 класс Урок 7. Анализ алгоритмов для исполнителей https://resh.edu.ru/subject/lesson/3056/start/ РЭШ, Урок 17. Итоговая контрольная работа (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3061/start/ ) 22 34 34 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программ Колво часо в Раздел 1. Цифровая грамотность. 1.1 Глобальная сеть 3 Интернет и стратегия безопасного поведения в ней. Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в интернете. Определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками. Распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с информационными и коммуникационными технологиями, оценивать предлагаемые пути их устранения. Создавать комплексные информационные объекты в виде веб-страниц, включающих графические объекты с использованием конструкторов (шаблонов). Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.- https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php Глава 4. Коммуникационные технологии, § 4.1. Локальные и глобальные компьютерные сети, § 4.2. Всемирная компьютерная сеть Интернет, § 4.4. Создание Web-сайта Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor9/presentations/9-4-1.ppt ) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/prakt.htm ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ РЭШ, Урок 13. Компьютерные сети (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3253/start/ ) Презентация «Создание Web-сайта» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor9/presentations/9-4-4.ppt ) РЭШ, Урок 15. Создание веб-сайта (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3050/start/ ) 35 1.2 Работа в информационном пространстве. 3 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры ситуаций, в которых требуется использовать коммуникационные сервисы справочной и поисковой службы и др. Определять количество страниц, найденных по поисковым серверам, по запросам с использованием логических операций. Приводить примеры услуг, доступных на сервисах государственных услуг. Приводить примеры онлайновых текстовых и графических редакторов, сред разработки программ. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.- https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php - § 4.3. Информационные ресурсы и сервисы Интернета Презентация «Создание Web-сайта» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor9/presentations/9-4-4.ppt ) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/prakt.htm ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ РЭШ, Урок 15. Создание веб-сайта (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3050/start/ ) РЭШ, Урок 14. Информационные ресурсы и сервисы Интернета. Поиск информации в сети Интернет (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3051/start/ ) РЭШ, Урок 16. Организация личного информационного пространства. Контрольная работа, (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3049/start/ ) Итого по разделу 6 Раздел 2. Теоретические основы информатики. 36 2.1 Моделирование как метод познания. 8 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи. Анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.). Осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств те свойства, которые существенны с точки зрения целей моделирования. Оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования. Строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов). Исследовать с помощью информационных моделей объектов Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.- https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php Глава 1. Моделирование и формализация, 1.1. Моделирование как метод познания, § 1.2. Знаковые модели § 1.3. Графические информационные модели § 1.4. Табличные информационные модели, § 1.5. База данных как модель предметной области, § 1.6. Система управления базами данных Презентация «Моделирование как метод познания» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor9/presentations/9-1-1.ppt ) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/prakt.htm ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ РЭШ, Урок 1. Моделирование как метод познания (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3060/start/ ) Ссылка на ресурсы ЕК ЦОР: демонстрация «Типы информационных моделей» (119357)- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/75ac73a5-de66-494e-87bd- 37 в соответствии с поставленной задачей. Работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей. 189dc3a5398d/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog Ссылки на ресурсы ФЦИОР: практический модуль «Назначение и виды информационных моделей»;- http://fcior.edu.ru/card/23372/naznachenie-ividyinformacionnyh-modeley.html РЭШ, Урок 4. Математическое моделирование. Контрольная работа (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3357/start/ ) Ссылки на ресурсы ФЦИОР: информационный модуль «Назначение и виды информационных моделей»;- http://fcior.edu.ru/card/23402/naznachenie-ividyinformacionnyh-modeley.html практический модуль «Назначение и виды информационных моделей»;- http://fcior.edu.ru/card/23372/naznachenie-i-vidyinformacionnyh-modeley.html РЭШ, Урок 2. Графы (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3059/start/ ) Ссылка на ресурсы ЕК ЦОР: интерактивный задачник, раздел «Графические модели» (119308)- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1b72afbc-9200485aa051-68a64aed7bdc/?interface=catalog РЭШ, Урок 3. Табличные информационные модели (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3058/start/ ) Презентация «База данных как модель предметной области» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor9/presentations/9-1-5.ppt ) РЭШ, Урок 9. Базы данных (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3055/start/ ) Ссылка на ресурсы ЕК ЦОР: интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных» (119329)- http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/7cfdf8d8a72c-43b3-9ab1080ef94c8cfb/?interface=catalog РЭШ, Урок 10. Система управления базами данных (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3052/start/) Итого по разделу 8 Раздел 3. Алгоритмы и программирование. 38 3.1 Разработка алгоритмов и программ. 6 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Разрабатывать программы для обработки одномерного массива целых чисел. Осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи. Разрабатывать программы, Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.- https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php Глава 2. Алгоритмизация и программирование, § 2.1. Решение задач на компьютере, § 2.2. Одномерные массивы целых чисел содержащие подпрограмму (подпрограммы). Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/prakt.htm Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ РЭШ, Урок 5. Решение задач на компьютере (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3057/start/ ) РЭШ, Урок 6. Одномерные массивы целых чисел (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3047/start/ ) Ссылка на ресурсы ЕК ЦОР: демонстрация «Понятие таблицы и массива» (126150)- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ae7db7e5-4562-4cba-959401d4601b0d10/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog Ссылка на ресурсы ФЦИОР: Алгоритмы сортировкиhttp://fcior.edu.ru/card/23489/algoritmy-sortirovki.html Презентация «Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor9/presentations/9-2-4.ppt ) Презентация «Записи вспомогательных алгоритмов на языке Python 3» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor9/presentations/9-2-4-2.ppt ) Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР: демонстрация «Вспомогательные алгоритмы» (128641)- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/166c79c4-6034-461c8d94e91e1a31f032/?interface=catalog 39 3.2 Управление. 2 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать отношения в живой природе технических и социальных (школа, семья и др.) системах с позиции управления. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.- https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php - § 2.5. Алгоритмы управления Презентация «Алгоритмы управления» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor9/presentations/9-2-5.ppt ) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/prakt.htm ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ РЭШ, Урок 12 (8). Управление. Контрольная работа (https://resh.edu.ru/subject/lesson/1925/start/ ) Ссылка на ресурсы ЕК ЦОР: демонстрация «Компьютер и управление» (128613)- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8bfbbcd5-f279-4d18-a8d8816ead47d451/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog Итого по разделу 8 Раздел 4. Информационные технологии. 40 4.1 Электронные таблицы. 10 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Выявлять общее и различия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса (разных классов) задач. Редактировать и форматировать электронные таблицы. Анализировать и визуализировать данные в электронных таблицах. Выполнять в электронных таблицах расчёты по вводимым пользователем формулам с использованием встроенных функций. Осуществлять численное моделирование в простых задачах из различных предметных областей. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса –УМК Л. Л. Босова и др. 5-9 кл.- https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php Глава 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах, § 3.1. Электронные таблицы, § 3.2. Организация вычислений в электронных таблицах, § 3.3. Средства анализа и визуализации данных Презентация «Электронные таблицы» (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor9/presentations/9-3-1.ppt ) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса –УМК К.Ю. Поляков и др. 7-9 кл. Презентации к уроку https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm Электронная рабочая тетрадь https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/prakt.htm ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» https://lbz.ru/files/5558/ РЭШ, Урок 11. Организация вычислений в электронных таблицах (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3054/start/ ) РЭШ, Урок 11. Организация вычислений в электронных таблицах (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3054/start/ ) РЭШ, Урок 12. Средства анализа и визуализации данных в электронных таблицах (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3053/start/ ) Ссылки на ресурсы ФЦИОР: Основные программные средства для редактирования таблиц и работы с цифровыми даннымиhttp://fcior.edu.ru/card/1069/osnovnye-programmnye-sredstva-dlya-redaktirovaniyatablic-i-raboty-s-cifrovymi-dannymi.html Учебник онлай-школы «Фоксфорд» https://foxford.ru/wiki/informatika/sortirovka-dannyh-v-elektronnyh-tablicah 41 4.2 Информационные технологии в современном обществе. Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Обсуждать роль информационных технологий в современном мире. Обсуждать значение открытых образовательных ресурсов и возможности их использования. Анализировать цифровые навыки, которыми должен обладать выпускник школы. РЭШ, Урок 7. Информационное общество (https://resh.edu.ru/subject/lesson/5495/start/166748/ ) Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР: тренировочный тест по курсу 9 класса (128626)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/254eb1d5-a4aa-47c0b9bcf82c3f3ffd90/?interface=catalog итоговый тест по курсу 9 класса (128632)http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/aa7d1e9f-8984-431a8f693273703136a8/?interface=catalog РЭШ, Урок 17. Итоговая контрольная работа (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3048/start/ ) 12 34 42