Содержание учебного предмета «Экономика» (базовый уровень)10 класс Тема 1. «Главные вопросы экономики» (ч) Урок 1. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Урок 2. Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов производства. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена. Собственность: причина появления и основные виды. Доходы и их источники. Главные вопросы экономической жизни общества Тема 2. «Типы экономических систем» (2ч) Урок 3. Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система и частная собственность как ее основа. Конкуренция и ее экономическая роль. Значение механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Урок 4. Командная система: ее особенности, возможности и слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе. Тема 3. «Силы которые управляют рынком» (2ч) Урок 5. Понятие о спросе и его величине. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов. Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов. Эластичность предложения и ее влияние на рыночную ситуацию. Тема 4. «Как работает рынок» (2ч) Урок 6. Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия. Механизм цен. Урок 7. Что такое розничная и оптовая торговля. Экономические причины возникновения оптовой торговли и приносимая ею обществу выгода. Тема 5. «Мир денег» (2ч) Урок 8. Причины, по которым люди стали пользоваться деньгами. Виды денег. Символические деньги. История возникновения бумажных денег. Наличные и безналичные денежные средства. Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы. Урок 9. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Активы и их ликвидность. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег. Тема 6. «Банковская система» (3ч) Урок 10. Причины возникновения банков. Основные виды услуг, оказываемых банками. Структура цены банковского кредита. Причины экономической рациональности деятельности банков. Основные виды банков. Урок 11. Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит. Кредитоспособность заемщика. Залог как способ обеспечения возвратности кредита. Урок 12. Функции Центрального банка страны. Кто в стране выпускает деньги. Тема 7. «Человек на рынке труда» (2 ч) Урок 13. Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда. Заработная плата. Урок 14. Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. Ставка заработной платы как равновесная цена труда. Тема 8. «Социальные проблемы рынка труда» (2ч) Урок 15. Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда. Почему возникают профсоюзы и какую роль они играют в экономике. Урок 16. Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда. Тема 9. «Экономические проблемы безработицы» (2ч) Урок 17. Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России. Способы сокращения безработицы. Урок 18. Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России. Содержание учебного предмета «Экономика» (базовый уровень)11 класс Тема 1. «Что такое фирма и как она действует на рынке» (5ч) Урок 19. Причины возникновения фирм. Предпринимательский талант как источник доходов. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству. Урок 20. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты. Урок 21. Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынков. Урок 22. Предприниматель и создание успешного бизнеса. Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Почему не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнесуспеха. Зачем предпринимателю бизнес-план. Экономическое значение менеджмента и маркетинга. Тема 2. «Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия» (6ч) Урок 23. Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей. Урок 24. Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование. Урок 25. Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества. Тема 3. «Экономические задачи государства» (6ч) Урок 26. Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны. Понятие о слабостях (провалах) рынка. Внешние эффекты экономических процессов. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах. Урок 27. Макроэкономические процессы в экономике страны. Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны. Урок 28.Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан. Инфляция и методы ее измерения. Типы инфляции в зависимости от скорости роста цен. Типы инфляции в зависимости от причин ее возникновения. Способы подавления инфляции. Экономическая политика государства и ее основные задачи. Инструменты государственной экономической политики. «Эффект кобры». Тема 4. «Государственные финансы» (6 ч) Урок 29. Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России. Урок 30. Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны. Тема 5. «Экономический рост» (5 ч) Урок 31. Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте. Урок 32. Что изучает геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и богатыми странами. Тема 6. «Организация международной торговли» (5 ч) Урок 33. Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран. Урок 34. Причины сохранения многовалютности и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов. Планируемы результаты освоения предмета «Экономика» (базовый уровень) 10-11 классы. ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: Понимание, как устроена хозяйственная система общества и каковы основные принципы рационального хозяйственного поведения человека; Уважение своей и чужой собственности; Осознание связи между экономикой, политикой, социальной и духовной сферами жизни общества; Понимание необходимости владения экономическими знаниями для современного человека; Активная жизненная позиция, умение определять цели и средства собственной деятельности; Готовность нести ответственность при взаимодействии с экономическими учреждениями; Понимание своих прав и то, как и где их можно реализовать, уважительное отношение к правам других людей; Осознание необходимости исполнения своих обязанностей в сфере экономики. Воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; Проявление познавательной активности в экономической области Учащиеся получат возможность для формирования: Экономического мышления при организации своей деятельности Самооценки готовности к предпринимательской деятельности, к рациональному ведению домашнего хозяйства Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации; Основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ПРЕДМЕТНЫЕ Формирование системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; Понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; Формирование уважительного отношения к чужой собственности; Формирование экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивание и принятие ответственности за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; Овладение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; Формирование умений различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров; Умение применять, полученные знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика); Способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; Формирование знаний об особенностях современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений; Понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, оценивать варианты решения проблемы с точки зрения эффективности и личных критериев выбора, принимать окончательное решение и нести за него ответственность; Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; Познавательные Искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет; Умение решать задачи, раскрывающие типичные экономические ситуации (вычислять на условных примерах); Формирование и развитие посредством экономического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; Анализировать проблемную ситуацию в сфере экономики и формулировать экономическую проблему; Составлять тезисы, различные виды планов, преобразовывать информацию из одного вида в другой; Коммуникативные Практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации; Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; Сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебной для оппонентов образом; Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли договариваться друг с другом и т.д.); Исполнять основные социально-экономические роли: потребителя, покупателя, заемщика, наемного работника, налогоплательщика. Учебно-тематическое планирование - 10 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема раздела Тема 1. Главные вопросы экономики Тема 2. Типы экономических систем Тема 3. Силы, которые управляют рынком Тема 4. Как работает рынок Тема5. Мир денег Тема 6. Банковская система Тема 7. Человек на рынке труда Тема 8. Социальные проблемы рынка труда Тема 9. Экономические проблемы безработицы Итого Кол-во часов 4 4 2 4 4 6 4 4 2 34 Учебно-тематическое планирование - 11 класс № 1 2 3 4 5 6 Тема раздела Тема 1. Что такое фирма и как она действует на рынке Тема 2. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия Тема 3. Экономические задачи государства Тема 4. Государственные финансы Тема 5. Экономический рост Тема 6. Организация международной торговли Итого Кол-во часов 5 6 6 6 5 5 33 Календарно-тематическое планирование по предмету «Экономика» базовый уровень уровень) Класс – 10 Всего- 34 часов, в неделю 1 час. Учебник: Экономика. Базовый уровень: учебник для 10,11 классов общеобразоват. Орг./ И.В. Липсиц. – 21-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 272 с.: ил. – ISBN 978-5-775-3201-7 *региональный компонент – 4 ч. № п/п Раздел програм мы, темы уроков Планируемые результаты обучения Освоение предметных знаний УУД Тема 1. Главные вопросы экономики (4ч) 1-2 Что такое Знать понятия блага, Личностные: экономик экономика, факторы Понимание, как устроена а производства, хозяйственная система домашнее хозяйство, общества и каковы основные микроэкономика, принципы рационального макроэкономика, труд, хозяйственного поведения специализация. товар, человека услуга, торговля. Метапредметные: Уметь отличать Анализировать проблемную даровые (свободные) ситуацию в сфере экономики блага от, и формулировать экономических благ. экономическую проблему; Объяснять понятия адекватное использование макро речевых средств для решения -и микроэкономика различных коммуникативных Знать основные виды задач факторов производства. 3-4 Ограниче Знакомиться с Личностные: нность пирамидой Понимание необходимости экономич потребностей Маслоу. владения экономическими еских Знать понятия знаниями для современного ресурсов ограниченность. человека и Изучить причины Метапредметные: порождае относительной Самостоятельно обнаруживать мые ею ограниченности и формулировать учебную проблемы экономических проблему; ресурсов и ее уметь определять возможные последствия. Знать источники необходимых понятие факторные сведений, производить поиск доходы, прибыль, информации, анализировать и денежная стоимость оценивать её достоверность; капитала, умение продуктивно общаться альтернативные и взаимодействовать в издержки. Знать три процессе совместной главных вопроса деятельности, экономики. Тема 2. Типы экономических систем (4ч) 5- Традицио Знать понятия Личностные: План Факт экономические Осознание связи между системы. Формировать экономикой, политикой, представление о социальной и духовной традиционной системе сферами жизни общества и командной Метапредметные: экономической Строить логичное системе. Знать их рассуждение, включающее отличительные установление причинноособенности. следственных связей; способность и готовность к 7- Рыночная Знать понятия самостоятельному поиску 8. и рыночная система, смешанна частная собственность, методов решения практических задач, я конкуренция, применению различных экономич социальнометодов познания; еские регулируемый рынок. сравнение разных точек системы Знать отличия зрения перед принятием рыночной системы от решения и осуществлением смешанной. Уметь выбора находить преимущества и недостатки в смешанной и рыночной системах. Тема 3. Силы, которые управляют рынком (2 ч) 9- Что такое Изучать что такое Личностные: 10 спрос. От спрос. Знать понятия Понимание, как устроена чего величина спроса и хозяйственная система зависит спрос. Знать закон общества и каковы основные предложе спроса. Уметь делать принципы рационального ние выводы, от каких хозяйственного поведения товаров факторов зависит человека величина спроса. Знать Метапредметные: понятие величина Работая по плану, сверять предложения, свои действия с целью и, при предложение, необходимости, исправлять эластичность ошибки самостоятельно; предложения по цене. умение решать задачи, Знать. закон раскрывающие типичные предложения. Уметь экономические ситуации делать выводы о (вычислять на условных факторах, влияющих на примерах); предложение. исполнять основные Уметь строить графики социально-экономические спроса и предложения. роли: потребителя, покупателя Тема 4. Как работает рынок (4ч) 11- Формиро Знать типы рыночных Личностные: Экономического мышления при 12 вание ситуаций: рыночны дефицит,затоваривание, организации своей деятельности. Метапредметные: х цен равновесие. Изучать Способность и готовность к механизм самостоятельному поиску формирования методов решения практических рыночной цены. Уметь задач, применению различных составлять схемы методов познания; анализировать «Типы рыночных проблемную ситуацию в сфере ситуаций» экономики и формулировать 13- Рынок на Знать понятия экономическую проблему 6. нная и командна я экономич еские системы 14 практике, или как реально организов ана торговля Малый бизнес в Тюменско й области 15- Причины 16 возникно вения и формы денег 17- Функции 18 денег в современ ной экономик е 19- Причины 20 появлени я и виды банков 21- Принцип 22 ы кредитова ния Банки на территор ии Тюменско й области розничная торговля. Изучать связь изготовителей товаров и покупателей на рынке. Уметь делать выводы о влиянии оптовых посредников на продвижение товаров на рынок. Тема 5. Мир денег (4ч) Знать понятия Личностные: символические деньги, Понимание места и роли эмиссия денег, России в современной безналичные денежные мировой экономике; умение средства. Изучать ориентироваться в текущих причины экономических событиях в возникновения и России и в мире. формы денег. Знать Метапредметные: историю денег на Руси. Умение самостоятельно оценивать и принимать Знать понятие бартер, решения, определяющие деньги, ликвидность, стратегию поведения, с активы. Изучать учётом гражданских и денежные агрегаты, нравственных ценностей; существующие в Практическое освоение экономике России. умений, составляющих основу коммуникативной компетентности Тема 6. Банковская система (6ч) Изучать экономические Личностные: интересы, которые Понимание необходимости привели к появлению владения экономическими банков. Знать основные знаниями для современного функции, которые человека выполняют банки в Метапредметные: экономике. Знать Уметь определять возможные основные виды банков источники необходимых (эмиссионный, сведений, производить поиск коммерческие, информации, анализировать и инвестиционные, оценивать её достоверность; сберегательные, адекватное использование специальные). Знать и речевых средств для решения объяснять понятие различных коммуникативных банк. Изучать виды задач банков по форме собственности. Знать принципы Личностные: кредитования. Знать Готовность нести понятия депозиты, ответственность при кредитный договор, взаимодействии с залог, экономическими кредитоспособность. учреждениями Уметь рассчитывать Метапредметные: сумму возврата кредита анализировать проблемную с учетом процентов. ситуацию в сфере экономики 23- Роль 24. Централь ного банка в регулиров ании кредитноденежной системы страны Знать основные функции, которые исполняет Центральный банк. Изучать основные задачи деятельности ЦБ России. Знать функции ЦБ по регулированию экономики. Знать понятие государственное казначейство. и формулировать экономическую проблему; умение решать задачи, раскрывающие типичные экономические ситуации; овладение устной и письменной речью Личностные: Понимание необходимости владения экономическими знаниями для современного человека Метапредметные: Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; формирование и развитие посредством экономического знания познавательных интересов, интеллектуальных способностей; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения Тема 7. Человек на рынке труда (4ч) 25- Экономич Знать понятия рынок Личностные: труда, производственный 26 еская Проявление познавательной спрос, профессиональная активности в экономической природа мобильность, рынка области; территориальная труда осознание необходимости мобильность. Знать Рынок исполнения своих особенности труда как труда в товара; деятельность обязанностей в сфере Тюменско продавцов и покупателей экономики й области на рынке труда. Уметь Метапредметные: умение самостоятельно формулировать закон оценивать и принимать предложения для рынка труда. решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; формирование и развитие посредством экономического знания познавательных интересов; исполнять основные социально-экономические роли: потребителя, покупателя, заемщика, наемного работника 27- Что такое Знать понятие Личностные: Экономическое мышление при 28 заработна заработная плата, организации своей деятельности; я плата и оклад. Изучать от чего факторы, влияющие на осознание необходимости исполнения своих обязанностей в она зависит сфере экономики Метапредметные: Понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России; Искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты Тема 8. Социальные проблемы рынка труда (4ч) Изучать задачи Личностные: профессиональных понимание своих прав и то, объединений. Изучать как и где их можно стратегии реализовать, уважительное работодателей и отношение к правам других наемных работников в людей; борьбе за права. осознание связи между экономикой, политикой, социальной и духовной сферами жизни общества Метапредметные: Знать понятия Самостоятельно обнаруживать прожиточный и формулировать учебную минимум, трудовой проблему, оценивать варианты контракт, генеральное решения проблемы с точки соглашение, трудовая зрения эффективности и пенсия. Изучать личных критериев выбора; социальные факторы, формирование и развитие формирующие посредством экономического заработную плату. Знакомиться с Закон «О знания познавательных интересов, интеллектуальных коллективных и творческих способностей; договорах и Исполнять основные соглашениях» социально-экономические роли: наемного работника. Тема 9. Экономические проблемы безработицы (2ч) Причины Знать понятия Личностные: и виды безработица, Понимание необходимости безработи экономически активное владения экономическими цы население, неполная знаниями для современного занятость, монопсония. человека; основы Знать, кого следует саморазвития и относить к самовоспитания в безработным. Знать и соответствии объяснять понятия: с общечеловеческими фрикционная ценностями и идеалами безработица, гражданского общества структурная Метапредметные: 29- Профсою 30. зы и трудовые конфликт ы Профсою зная организац ия г. Тюмени 31- Социальн 32. ые факторы формиров ания заработно й платы 33 различие в оплате труда. Находить и предъявлять информацию о средней заработной плате в России. безработица, цикличная Работая по плану, сверять безработица, неполная свои действия с целью и, при занятость. Уметь необходимости, исправлять подбирать примеры к ошибки самостоятельно; каждому из них. составлять тезисы, различные Составление схемы виды планов, преобразовывать «Виды безработицы». информацию из одного вида в Знакомиться с Законом другой; «О занятости населения сравнение разных точек в РСФСР» зрения перед принятием 34 Как Знать методы борьбы с решения и осуществлением выбора можно фрикционной сократить безработицей, безработи циклической цу безработицей. Находить и предъявлять информацию о количестве безработных в России, о востребованных вакансиях. Календарно-тематическое планирование по предмету «Экономика» (базовый уровень) 11 класс Тема 1. Что такое фирма и как она действует (5 ч.) Изучать причины 1 Зачем Личностные: 1 возникновения фирм. создают Способность к личностному Знать понятия: фирма, фирмы самоопределению и предприниматель, чистая самореализации в прибыль. Знать типы экономической деятельности, фирм по российскому в том числе в области законодательству, их предпринимательства отличительные Метапредметные: особенности. Уметь Умение самостоятельно выявлять достоинства и недостатки каждого типа оценивать и принимать решения, определяющие фирмы. стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; формирование и развитие посредством экономического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач 2 Экономич Знать понятия общие Личностные: 1 еские издержки, Индивидуально-личностных основы экономические позиций обучающихся; деятельно издержки, самооценки умственных и сти бухгалтерские физических способностей при фирмы издержки, трудовой деятельности в 3 Экономич еские издержки фирм различных сферах с позиции социализации и стратификации Метапредметные: Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет; 1 Знать отличие Личностные: 1 предпринимателя от Самооценки готовности к менеджера. Уметь предпринимательской отвечать на вопрос: деятельности «Почему не все фирмы оказываются успешными?». 5. Условия Изучать экономическое 1 создания значение менеджмента успешног и маркетинга. Знать, о бизнеса. как фирма управляет своими денежными средствами. Находить и предъявлять информацию о значении бизнес-плана в предпринимательской деятельности. Знать понятия рыночная стоимость фирмы, менеджмент, маркетинг, финансовые менеджмент, нераспределенная прибыль, амортизация. Тема 2. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия (6 ч) 6 Доходы и Изучать изменение Личностные: 1 расходы структуры доходов Индивидуально-личностных семей семей как следствие позиций обучающихся; 4. Предприн иматель и организац ия фирмы маржинальные издержки, естественная монополия. Изучать классификацию рынков по типу конкуренции. Уметь выявлять различия между типами конкурентных рынков. Уметь подбирать примеры к каждому из них. 7 8. 9 10. 11 Урок финансов ой грамотнос ти «Бюджет семьи» экономических преобразований в стране. Знать закон Энгеля. Изучать структуру семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Находить и предъявлять информацию об источниках доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Влияние Знать понятие о инфляции номинальных и на реальных доходах семейную семей. Знать, какую экономик роль играют семейные у сбережения для Семейные обеспечения сбережен экономического развития страны. Знать ия. Ипотечно типы страхования, которыми рационально е страхован пользоваться семьям. ие Неравенс тво благосост ояния граждан и возможно сти его сокращен ия Социальн ый трансферт Знать и объяснять понятия богатство семьи, завещание, социальный трансферт. Знать и объяснять понятия богатство семьи, завещание, социальный трансферт. Изучать неравенство доходов и неравенство богатства, методы измерения неравенства доходов. Знать экономические последствия неравенства доходов, механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Изучать экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации Метапредметные: Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 1 Личностные: Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации Метапредметные: Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Личностные: Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации Метапредметные: Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 1 1 1 12. 13 14 15 Причины и формы участия государст ва в регулиров ании экономик и Роль государст ва в устранени и последств ий несостоят ельности рынков. Макроэко номическ ие процессы в экономик е страны ВВП, ВНП, Национал ьный доход смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества Тема 3. Экономические задачи государства (6 ч) Знать и объяснять Личностные: понятие экономическая Индивидуально-личностных свобода. Знать роль позиций обучающихся; государства как самооценки умственных и защитника физических способностей при экономических свобод, трудовой деятельности в государственные различных сферах с позиции органы, участвующие в социализации и регулировании стратификации экономической жизни Метапредметные: страны.Знать и Способность и готовность к объяснять понятие самостоятельному поиску монополизация рынка, методов решения внешние (побочные) практических задач, эффекты. Изучать применению различных причины методов познания; несостоятельности искать актуальную рынка, в чем экономическую информацию проявляются его в различных источниках, слабости включая Интернет; (несовершенства). действовать с учетом позиции Изучать внешние другого и уметь эффекты согласовывать свои действия экономических процессов. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Знать и объяснять Личностные: понятия ВВП, ВНП, Индивидуально-личностных национальный доход, позиций обучающихся; совокупный спрос, самооценки умственных и совокупное физических способностей при предложение. Изучать трудовой деятельности в макроэкономические различных сферах с позиции процессы в экономике социализации и страны. стратификации Изучать понятие о Метапредметные: товарах конечного и Способность и готовность к промежуточного самостоятельному поиску потребления, что такое методов решения валовой внутренний практических задач, продукт и какое применению различных значение его величина методов познания; имеет для граждан искать актуальную страны. Знать от чего экономическую информацию зависят темпы роста в различных источниках, ВВП России. Что такое включая Интернет; макроэкономическое действовать с учетом позиции 1 1 1 1 16 17 18 19 20 равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан Инфляция Знать и объяснять и методы понятие инфляция и ее методы ее измерения. подавлен Знать типы инфляции в ия. зависимости от Экономич скорости роста цен, в зависимости от причин еская политика ее возникновения. государст Изучать способы подавления инфляции. ва Знать и объяснять понятие экономическая политика государства. Знать инструменты государственной экономической политики. Находить и предъявлять информацию о ситуации «Эффект кобры». Налоги как источник доходов государст ва Виды налогов Налогова я политика в РФ другого и уметь согласовывать свои действия Личностные: Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации Метапредметные: Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия Тема 4. Государственные финансы (6 ч) Знать и объяснять Личностные: понятие финансы, Индивидуально-личностных акциз, пошлина, ставка позиций обучающихся; налога. Знать роль самооценки умственных и налогообложения в физических способностей при формировании доходов трудовой деятельности в государства. Изучать различных сферах с позиции виды налогов и их социализации и влияние на уровни стратификации доходов продавцов и Метапредметные: покупателей, а также на Способность и готовность к уровни цен. Знать самостоятельному поиску основные виды методов решения налогов, применяемые практических задач, в России. применению различных методов познания; искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия 1 1 1 1 21 22 23 24. 25 26 27 Как формируе тся и расходует ся государст венный бюджет Государст венный долг Внешний государст венный долг и его влияние на благосост ояние граждан страны. Что такое экономич еский рост и как его можно ускорить Экономич еское развитие Экстенси вный и интенсив ный экономич еский рост Какие экономич еские проблемы тревожат человечес Изучать понятие Личностные: государственный Индивидуально-личностных бюджет. Знать позиций обучающихся; основные виды доходов самооценки умственных и и расходов физических способностей при федерального бюджета трудовой деятельности в России. Изучать различных сферах с позиции Бюджетное тождество социализации и и бюджетный дефицит. стратификации Знать и объяснять Метапредметные: понятие о Способность и готовность к государственном долге. самостоятельному поиску Изучать причины методов решения возникновения практических задач, государственного долга применению различных и способы его методов познания; сокращения. Изучать искать актуальную способы экономическую информацию государственного в различных источниках, одалживания. Внешний включая Интернет; государственный долг действовать с учетом позиции и его влияние на другого и уметь благосостояние согласовывать свои действия граждан страны. Тема 5. Экономический рост (5 ч) Изучать причины, Личностные: порождающие Индивидуально-личностных необходимость в позиций обучающихся; экономическом самооценки умственных и росте. Знать сущность физических способностей при экономического роста и трудовой деятельности в его измерение. различных сферах с позиции Находить и социализации и предъявлять стратификации информацию об Метапредметные: ограниченности Способность и готовность к ресурсов и ее значение самостоятельному поиску для экономического методов решения роста. Изучать факторы практических задач, ускорения применению различных экономического роста, методов познания; человеческий капитал и искать актуальную его значение для экономическую информацию обеспечения в различных источниках, экономического роста. включая Интернет; Знать и объяснять действовать с учетом позиции понятие об другого и уметь экстенсивном и согласовывать свои действия интенсивном экономическом росте. Изучать «Ножницы Личностные: неравенства». Знать Индивидуально-личностных понятие децильный позиций обучающихся; коэффициент. самооценки умственных и Находить и физических способностей при предъявлять трудовой деятельности в 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 тво в XXI в. Проблем ы «СеверЮг» информацию об экономических проблемах существующих в XXI в. различных сферах с позиции социализации и стратификации Метапредметные: Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия Тема 6. Организация международной торговли (5 ч) Междуна Изучать экономические Личностные: родная причины Индивидуально-личностных торговля возникновения позиций обучающихся; и ее международной самооценки умственных и влияние торговли. Знать и физических способностей при на объяснять понятие об трудовой деятельности в экономик импорте и экспорте. различных сферах с позиции у страны Изучать принципы социализации и стратификации Междуна абсолютного и относительного Метапредметные: родное Способность и готовность к разделени экономического преимущества и их самостоятельному поиску е труда методов решения Политика значение в практических задач, фритреде формировании применению различных рство и международного методов познания; протекци разделения труда и мировой торговли. искать актуальную онизма Находить и экономическую информацию предъявлять в различных источниках, информацию о влиянии включая Интернет; международной действовать с учетом позиции торговли на другого и уметь производственные согласовывать свои действия возможности и уровни благосостояния торгующих стран. Итоговое занятие по курсу изучения предмета «Экономи ка» Промежу точная аттестаци я за курс «Экономи 1 1 1 1 1 1 34 ки» 11 класса Защита проектов 1